Моторная афазия и ее виды

Содержание

1. Где рождается речь?2. Определение3. Афония, дисфония и дизартрия4. Виды5. О дизграфии и аграфии
1501

Речь человека – это уникальный вид связи между индивидуумами, которая входит во вторую сигнальную систему, свойственную только людям. Элементов этой системы существует много, и возникла она не сразу. Но, если сравнивать человеческую речь даже с самой сложно организованной системой общения приматов и птиц, то окажется, что наш способ общения можно сравнить с полным покорением воздушного пространства, в то время как коммуникация остальных живых существ, пусть даже и самых развитых, будет напоминать медленное передвижение по малочисленным дорогам.

Именно благодаря слову, как элементу речевого взаимодействия развились практически все виды деятельности, появились поэзия, литература, письменность. Речь, записанная на материальном носителе, позволила создать цивилизацию. Но оказывается, что, несмотря на очевидную принадлежность речи, и особенно поэзии, к «высшим сферам», может возникнуть двигательное поражение речи, при котором больной имеет выраженные затруднения к общению, несмотря на то, что полностью понимает обращенные к нему слова. Это нарушение часто развивается после острых нарушений мозгового кровообращения, и носит название «моторная афазия».

Разберемся в причинах и разновидностях речедвигательных поражений, но вначале нужно определиться с источниками продукции речи.

Где рождается речь?

Собственно продукция речи требует от человека многих усилий: должно быть скоординировано дыхание, подано нужное усилие на голосовые связки, а также проведены артикуляторные движения, которые именуются супраларингеальными. К ним относятся различные конфигурации неба, языка, губ, которые и отвечают за формирование членораздельной речи.

Источник дыхания – нижние мотонейроны передних рогов спинного мозга в шейных, грудных, и даже нижнепоясничных отделах. Контроль вокализации, то есть движения голосовых связок, происходит в двойном ядре блуждающего нерва, но голос, полученный на выдохе путем вибрации связок, совсем не похож на привычный голос человека. Он насыщается обертонами, проходя через систему резонаторов черепа, воздухоносных путей дыхательной системы.

Важнейшие резонаторы – полость рта и глотка. Поэтому при поражении блуждающего нерва возникает односторонний паралич голосовой связки, и происходит нарушение фонации. Появляется дисфония.

Работа мышц ротовой полости, глотки и мимической мускулатуры обеспечивается сложной координацией действия лицевого, тройничного, подъязычного нервов, активностью мотонейронов верхнешейного отдела спинного мозга. Но высшим отделом речевой регуляции, которая отвечает за речевую продукцию, является моторная кора.

Определение

Поэтому моторная афазия, в самом простом ее понимании – это «паралич речи», такой же, как паралич руки или ноги. При этом больной чувствует прикосновения, но не может пошевелить конечностью. Точно так же он чувствует и понимает обращенные к нему слова, и может общаться знаками.

В том случае, если он может говорить, но не понимает обращенную к нему речь, возникает сенсорная, то есть чувствительная афазия. Это более тяжелое поражение. Ведь при частичной, и даже полной моторной афазии пациент может общаться, даже по типу «да-нет», пусть даже движением глаз, а при сенсорной афазии вся человеческая речь для больного – просто «бульканье».

Более часто, особенно в первые несколько суток при обширных инсультах, возникает сенсомоторная афазия, при которой затруднены, либо невозможны как понимание речи, так и ее продукция, в том числе и при письме, поскольку письмо – это сохраненная речь, воспринимаемая зрением.

При сенсорной афазии бесконтрольная речь пациента без поступления информации от людей, и от себя самого в этом случае будет бедна, и, в конце концов, скоро окончательно нарушится. Сенсорная афазия развивается при поражении зоны Вернике. И врач, диктующий пациенту много раз «летит птица», в ответном диктанте, после многих зачеркиваний и мучений, получает что-то типа «ридид пцида».

Афония, дисфония и дизартрия

Прежде, чем разбираться, какая бывает моторная афазия, и как она влияет на речь, нужно понять, чем она отличается от других расстройств. Всегда ли человек, которого трудно или невозможно понять, страдает моторной афазией? Оказывается, не всегда. Так, существуют такие нарушения, как афония, дизартрия, назолалия и так далее. Что это такое?

  • дисфония – это процесс нарушения фонации, или «проблемы» со связками. Может быть афония, то есть когда больной утрачивает силу голоса, но тогда он вполне может общаться шепотом. Характерный пример – ларингит;
  • дизартрия – это более серьезное расстройство. Нарушается фонация, артикуляция звуков за счет нарушения в работе речедвигательного аппарата, и расстройства резонирования. Классическая дизартрия возникает при бульбарном синдроме, и характеризуется гнусавым голосом, появлением «каши» во рту. Характерным «образцом» такого нарушения является речь «позднего» Брежнева, которая стала источником всевозможных анекдотов;
  • анартрия – невозможность речи, но не вследствие нарушения ее продукции, а вследствие «отказа» речевого аппарата. Человек может общаться с помощью письма.

Это может происходить при инсультах, рассеянном склерозе, выраженной патологии мозжечка, при миастении и других болезнях. Но, как правило, речевые зоны коры при этих заболеваниях не страдают.

При поражении этой коры, либо при разрушении белого вещества (проводящих путей), происходит комплекс расстройств речи при моторной афазии. Моторная афазия после инсульта может быть различной, и встречается несколько ее видов.

Виды

Чаще всего встречается и проще диагностируется эфферентная моторная афазия, или афазия Брока (с ударением на последнем слоге). В коре головного мозга (в нижних отделах левого полушария) существует речедвигательная зона, или зона Брока. Если ее раздражать электродами, то молчащий человек начнет непроизвольно «похрюкивать», а при раздражении этой области у говорящего человека возникнет молчание. Это понятно, поскольку раздражение не есть полезный сигнал, а похоже на «белый шум». При продолжении раздражения моторной зоны замолчавший человек вновь начинает издавать нечленораздельные звуки, поскольку сигнал существует, но он дезорганизован.

Афазия Брока проявляется обеднением речи, появлением императивного, повествовательного, «телеграфного» стиля с короткими и простыми фразами. Больному трудно поменять речевой стереотип, он трудно переключается на другие слоги, освоив конструкцию одной фразы, старается произвести замену слогов (парафазия). Это приводит к большим проблемам в артикуляции, органы речи и язык «не слушаются», но не потому, что они поражены или парализованы, как при дизартрии, а потому, что «релейная переключающая станция» в головном мозге нарушена.

Существует термин «артикуляционная апраксия», то есть нарушение навыка речи. Движения переключаются очень грубо, и особенно больным не удаются скороговорки. Лечение моторной афазии как раз и должно быть направлено на восстановление эфферентных связей.

Афферентная моторная афазия – это тип коркового расстройства, который относится больше к чувствительным зонам коры, поскольку очаг расположен в постцентральной зоне, в ее нижних отделах, которые прилегают к sulcus Rolandi, или к роландовой борозде. Иногда эта афферентная моторная афазия называется не иначе, как кинестетическая моторная афазия.

Это более правильное название поражения. Ведущим является путаница в ощущениях, которые приходят в головной мозг от органов артикуляции. Точная поза для произнесения порядка букв не запоминается. Близкие по артикуляции звуки внутри таких слов смешиваются.

Так, вместо слова «клоун» больной произносит «колун», «уклон», понимая, что он говорит не то, но трудность с ощущением не дают ему возможность сказать правильно. Полную растерянность вызывают более длинные слова, составленные из одних и тех же звуков (анаграммы), например, товар-отвар-втора-тавро-рвота. Чтобы началось восстановление речи, и оно было успешным, афферентная моторная афазия – это повод для того, чтобы работать с зеркалом, повторять вслух, смотря на свои губы и на губы окружающих людей, при парных занятиях.

Неправильное произнесение слова приводит к дизграфии или аграфии, поскольку если человек лишился возможности правильно произносить слово, то он лишился и возможности правильно писать его.

Таким образом, моторная афазия развивается при поражении речедвигательной зоны (Брока), которая находится в левом полушарии, и при поражении постцентральной зоны и соответствующих проводников. При обширных инсультах в бассейне левых мозговых артерий, как известно, возникает паралич конечностей на противоположной половине тела, и, если вы видите пациента с правосторонней позой Вернике-Манна, которая говорит о перенесенном большом инсульте или внутримозговом кровоизлиянии, то, скорее всего, с ним будет затруднен речевой контакт, вследствие эфферентной моторной афазии.

В том случае, если возникает паралич в левых конечностях, то пациенты с трудом понимают обращенную речь, но иногда у них, особенно в первые дни, после мозговой катастрофы, возникают проявления сенсомоторной афазии. Сенсорно моторная афазия – это наиболее тяжелый тип расстройства речи, при котором очень затруднено восстановление социальной функции общения. Человек и не понимает, и не может говорить сам.

О дизграфии и аграфии

Нарушение способности к осмысленному письму тоже есть вид моторной афазии, поскольку письмо – это вариант «отсроченной речи».

Существующие расстройства письменной речи возникают, в основном, при мелких лакунарных инсультах. В данном случае поражаются небольшие сосуды, которые питают кору головного мозга, поэтому смертельный исход, или «крупный паралич» не происходит, а расстраиваются отдельные функции.

Так, может возникнуть поражение ассоциативных зон теменно-затылочной области, связанных со зрительной корой.

Вроде все элементы речи, включая кору, сохранны. Пациент хорошо понимает и говорит, запоминает наизусть и декламирует, но, при попытке написать несколько букв он теряется, поскольку просто не помнит, как они выглядят.

Пациент с сенсорной афазией Вернике не может написать письмо под диктовку, поскольку не понимает, что ему говорят, а пациент с моторной афазией испытывает затруднения при письме, поскольку не может проговорить его «про себя» перед написанием.

Как видите, такой процесс, как письмо, представляет сложнейший, синтетический процесс, связывающий воедино многие части слуховой, моторной, зрительной, речедвигательной зон коры головного мозга.

Поэтому существует специальная медицинская наука – логопедия, а внутри нее – афазиология. Специалист афазиолог-логопед часто является незаменимым учителем и наставником в реабилитации постинсультных больных. Известно, что чем раньше начата реабилитация и лечение таких расстройств, тем лучше исход болезни в целом. Заниматься с пациентом нужно уже в первые дни после инсульта, когда больной пришел в сознание, и может хоть как-то общаться, речью или знаками.

В том случае, если все брошено на восстановление движения и ходьбы, а про речь забывают, то это приводит иногда к печальным последствиям: человек восстанавливает функции обслуживания себя в быту, но, зачастую, остается ограничен в общении с окружающими.

Оцените эту статью:
Всего голосов: 28
4 28

Комментарии (0)