Что такое апраксия? Классификация и виды апраксических нарушений
Содержание
1. Патофизиология апраксий2. Классификация апраксий3. Варианты апраксий4. Выявление апраксий5. Методы борьбы с патологией праксисаКаждый день человек совершает массу целенаправленных действий. Часть из них выполняется автоматически, часть требует осознанного алгоритма и плана, по которому данные действия должны быть воспроизведены. В большинстве случаев мы не задумываемся над тем, как и почему это происходит. Однако без способности совершать целенаправленные двигательные акты человек не может полноценно существовать.
Возможность осмысленной повседневной деятельности носит название праксиса. Другими словами, праксис (от латинского «praxis») – это способность человека выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
Данная активность относится к высшим психическим функциям и приобретается в процессе жизнедеятельности при накоплении определенного индивидуального опыта.
В результате ряда патологических состояний возможна утрата навыков осознанных целенаправленных движений. Такое расстройство носит название апраксии («apraxia»). Истинный синдром нарушений праксиса может быть диагностирован только при условии, что отсутствуют параличи, координаторные нарушения, расстройства вестибулярного аппарата. Последние также могут препятствовать целенаправленным двигательным актам, но не являются проявлением патологии высших психических функций. Симптомы подобных нарушений исключают расстройства праксиса, если проявления болезни могут быть объяснены имеющимся очагом поражения (например, пирамидного пути или мозжечка).
Впервые понятие апраксии было использовано в научной литературе филологом Х. Штейнталем в 1871 г, однако подробное описание подобных расстройств было выполнено несколько позже в начале XX века немецким врачом Г. Липманном.
Патофизиология апраксий
Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:
- Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
- Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
- Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.
Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.
Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.
Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.
В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:
- острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- нейроинфекции;
- эпилепсия;
- последствия перинатальной патологии нервной системы.
Классификация апраксий
До настоящего времени нет единой и полной градации апраксических нарушений. Достаточно условно были выделены формы апраксии, основанные на предполагаемых механизмах их развития. Согласно классификации Г. Липманна выделяются:
- моторная или идеомоторная апраксия. В ее основе лежит нарушение передачи идеи выполнения двигательного акта в зоны его исполнения. Идеомоторная апраксия не позволяет человеку выполнить повседневные действия, символические жесты ни по заданию, ни по подражанию;
- идеаторная апраксия. В этом случае идет нарушение самого замысла целенаправленного движения. Пациент способен выполнить действие по подражанию;
- кинетическая или динамическая апраксия, выражающаяся в разрушении кинетических образов движения.
Отечественный невролог А.Р. Лурия предложил иную классификацию, нашедшую более широкое применение в клинической практике. Согласно ей имеют место четыре формы – кинетическая или эфферентная апраксия, кинестетическая или афферентная, а также пространственный и регуляторный синдромы нарушений праксиса.
В соответствии с пораженным двигательным органом или видом действия выделяются оральная апраксия, окуломоторная апраксия, апраксия ходьбы, письма туловища, пальцев и так далее.
Для каждого их этих расстройств существуют отдельные виды апраксии, а также их подвиды. Так оральная форма может проявить себя как расстройство артикуляционного праксиса. Вариантом артикуляционной патологии является нарушение осознанной целенаправленной деятельности мышц языка, как органа речевого аппарата.
Варианты апраксий
- Кинестетическая апраксия связана с распадом наружного набора движений при нарушениях ощущений положения и движения своего тела и ослаблением контроля над управляемостью двигательных актов.
Симптомы патологии наблюдаются при повреждении нижних отделов постцентральной извилины. Наиболее типичными примерами кинестетических расстройств можно считать апраксию письма и позы рук. Возможно воспроизведение движений по подражанию.
- Пространственная апраксия возникает при измененном соотношении собственных движений и пространства. А. Р. Лурия связывал развитие этой патологии с очагом поражения на границе теменной и затылочной долей.
Пациент не способен придать кисти определенное положение, нарисовать определенном образом расположенную фигуру по заданным координатам. При патологии часто наблюдается ее сочетание с расстройством право-левой ориентации и оптико-пространственной агнозией. Также для нее характерен феномен «зеркального письма». Частным проявлением пространственных праксических расстройств является конструктивная апраксия, при которой человек не способен выполнить действия, приводящие к возникновению качественно нового объекта (сложить фигуру из кубиков или спичек). Пространственная форма – достаточно часто встречаемая апраксия у детей до 7 лет.
- Кинетическая апраксия наблюдается при поражении премоторной коры, преимущественно нижних ее отделов.
Имеет место поражение автоматизированной организации движений. Характерным признаком синдрома являются двигательные персеверации, при которых человек постоянно повторяет какой-то элемент двигательного акта и как бы застревает на нем. Пациенту трудно переключится с одного выполняемого движения на другое. Особенно ярко эти симптомы проявляются при моторике руки.
- Регуляторная апраксия возникает при расстройстве процессов программирования двигательных актов, теряется осознанный контроль над ними.
Практические действия заменяются моторными шаблонами и стереотипами. Нарушение формируется при повреждении префронтальной коры с сагиттальной стороны. Персеверации в этом случае носят системные черты характера, то есть устойчиво повторяется не отдельный элемент движения, а вся моторная программа в целом. Для пациентов характерен феномен эхопраксии – человек повторяет действия собеседника, подражает им.
Выявление апраксий
Диагностика апраксий основывается на результатах клинического и нейропсихологического обследований при исключении других причин, способных привести к расстройствам практических навыков (парезов, гиперкинезов, нарушений чувствительности). Однако «золотых стандартов» диагностики данного вида расстройств не существует.
Грубые симптомы апраксий могут быть выявлены на рутинном неврологическом осмотре при опросе самих пациента или его родственников. Жалобы будут касаться повседневных действий – человек забывает последовательность двигательных актов, теряется их планомерность и целенаправленность. Пациенты не могут выполнить элементарные общеизвестные действия – завязать шнурки, застегнуть пуговицы, расчесаться, размешать сахар. Самостоятельные формы апраксий (апраксию одевания, символических действий, использования предметов, ходьбы, языка и т.д) диагностируются в соответствии с пострадавшим органом или преимущественному выпадающему двигательному навыку. Однако возможна потеря только отдельных элементов движений или же устойчивое их повторение. В этом случае диагностика апраксий имеет ряд сложностей. Нейропсихологические тесты и анкетирования имеют различную чувствительность к разным формам апраксий. Проведение одного теста не дает возможность полностью исключить нарушение праксиса. Поэтому при выявлении нарушений практических действий применяется целый ряд заданий и шкал. Основными из них являются:
- копирование поз кисти;
- осуществление символических жестов;
- использование воображаемых предметов;
- графические пробы;
- складывание геометрических фигур из спичек;
При необходимости точной оценки праксиса может быть использована фото- и видеосъемка.
Особую ценность выявления апраксий имеет диагностика речевых нарушений, которые часто сочетаются друг с другом. При возрастном становлении проекционно-ассоциативных зон праксиса выделяют особую форму таких совместных расстройств – апраксия речи у детей.
Методы борьбы с патологией праксиса
Лечение пациентов с апраксией должны направляться на курацию основного заболевания, которое привело к расстройству высших психических функций. В связи с тем, что патология праксиса существенно нарушает повседневную жизнь человека, ограничивает их активность и снижает качество жизни, существует и специфическая терапия. С этой целью проводят:
- нейропсихологическое обучение;
- физиотерапевтическое лечение;
- медикаментозную коррекцию.
Лечение пациентов с апраксией должно осуществляться при обязательном участии нейропсихолога.
Эффективность проводимой терапии зависит от причины развития апраксии, степени ее выраженности, возраста пациента и его приверженности лечению. Так, у детей формирование центров праксиса при системной и комплексной помощи, как правило, проходит более успешно, чем восстановление этих же зон у пожилых людей.
Нарушения праксиса представляют собой сложный комплекс расстройств системы высокоорганизованных произвольных планомерных координированных движений, составляющих основу практических навыков человека. Нейрофизиологическая база патологии, согласно традиционным представлениям, сводится к активности широкой разветвленной нейрональной сети. Однако последнее время были доказаны и другие механизмы развития подобных нарушений. Дальнейшее развитие научных изысканий в этой области позволит точнее диагностировать патологию праксиса и совершенствовать лечение пациентов, имеющих нарушения высших психических функций.
Комментарии (0)
Написать комментарий