Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания
Содержание
1. Исследования 2. Развитие в детском возрасте3. Великие музыканты4. Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений5. Влияние комплексных и систематических занятийЗапоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.
Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.
Исследования
Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения:
- Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
- Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.
На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:
В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти - двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.
В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.
После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.
По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.
Развитие в детском возрасте
До 10 лет развивать способности к музыке намного проще - в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:
- «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
- «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
- «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
- «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.
- «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень - одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
- «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
- «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.
Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.
Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.
Великие музыканты
В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.
- Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
- Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
- Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.
Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений
В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:
- Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
- Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.
И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:
- Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
- Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
- Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности. При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями - один из принципов развития памяти в целом.
- Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
- Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.
Влияние комплексных и систематических занятий
Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития - регулярность.
Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.
Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.
Комментарии (0)
Написать комментарий