Энцефалопатия на резидуально-органическом фоне поражения ЦНС
Инна спрашивает:
Здравствуйте!
Моему ребенку 3,5 года, нет фразовой речи. Говорит только: «Мама, папа, баба, ми-ми, да, нет, мой, вот». Действия понимает, сама кушает, ходит на горшок, играет с куклами, собирает пирамидку, матрешку. Цвета и фигуры путает. Картинки показывает правильно, но не все. При рождении была острая гипоксия плода. Сейчас невролог ставит диагноз: энцефалопатия на резидуально-органическом фоне поражения ЦНС. Задержка психо-речевого развития. Моторная алалия под вопросом.
Вопрос 1: Каков прогноз после такого диагноза?
Вопрос 2: Нам назначили двухчасовой дневной ЭЭГ-видеомониторинг, а это довольно таки дорогостоящая процедура. Необходимо ли ее делать, чтобы проверить есть ли нарушения в головном мозге и какие-то психические расстройства? Может простое ЭЭГ, МРТ или УЗИ головного мозга показать алалия ли это?
Отвечает врач Шоломова Елена Ильинична
Здравствуйте, Инна!
Резидуально-органические поражения нервной системы – довольно частый диагноз среди детей, имевших сложности в перинатальном периоде. Клинически он, действительно, может проявляться задержкой речевого развития, психическими отклонениями, нарушениями двигательной активности. Однако по Вашему описанию у ребенка преобладают речевые расстройства. Остальные изменения (например, когда малыш путает цвета, геометрические фигуры и картинки), возможно, связаны именно с отсутствием моторной составляющей и понимания речи.
Прогноз заболевания напрямую зависит от первопричин его возникновения и морфологической основы патологии. Если клинические проявления являются результатом грубой гипоксии нейронов, формирующей большой очаг ишемии, восстановление идет крайне медленно и трудно. Более благоприятной является ситуация, когда основой имеющихся расстройств являются функционально измененные нейроны или незначительная ишемия, приводящие к сложностям образования новых нейронных связей.
Для полноценной помощи ребенку требуется установить ту самую первопричину, следствием которой стала задержка речевого развития. Именно для этого проводят комплексную диагностику, которая, наряду с другими исследованиями, включает в себя и ЭЭГ. Регистрация биоэлектрической активности мозга позволяет выявить признаки отставания корковой ритмики, снижение функциональной активности коры, степень выраженности изменений. Полученные данные не только помогают подтвердить или опровергнуть диагноз, но и во многом определяют направленность логопедической и медикаментозной коррекции.
Однако подобные нарушения, как правило, выявляются не только при проведении ЭЭГ-видеомониторинга, но и при рутинном ЭЭГ. Видеомониторинг активности мозга необходим при подозрении на спонтанно возникающую дезорганизацию церебрального ритма. В этом случае обычная ЭЭГ, которая проводится максимум в течение 15-30 минут, может не зафиксировать патологические изменения, и требуется более длительная видеофиксация. Уточните, у своего врача, подозревает ли он наличие у Вашего ребенка таких внезапных пароксизмов. Возможно, ЭЭГ-видеомониторинг был рекомендован по иным показаниям или для исключения других заболеваний. Если необходимость исключить пароксизмальную активность мозга отсутствует, возможно проведение стандартной ЭЭГ-диагностики.
Относительно других инструментальных методов подтверждения алалии можно сказать, что постановка диагноза является комплексным процессом. Так что, вполне вероятно может потребоваться нейровизуализация (компьютерная или магнитно-резонансная томография), не заменяющая ЭЭГ.
С уважением, Шоломова Елена.
Комментарии (0)
Написать комментарий