Эмоциональная память: суть, исследования, развитие и влияние на жизнь

Содержание

1. Механизмы действия2. Связь с актерским мастерством3. Упражнения для детского возраста4. Упражнения для взрослых5. Значимость феномена
5172

Человеческая память - одно из самых загадочных проявлений психики. О многогранности этого явления подозревали еще издревле, однако изучением памяти занялись только в ХХ веке, в период становления психологии.

В начале прошлого столетия П.П. Блонским впервые была предложена классификация видов памяти:

  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • образная;
  • словесно-логическая.

Эмоциональный вид человеческой памяти - что так называется? Существует мнение о том, что такая память - индикатор удовлетворения наших потребностей и отношений с миром.

Эмоциональная память – это память на пережитые ранее эмоции и чувства. Переживания могут спровоцировать нас на действия или активность, а могут удержать от них.

Механизмы действия

По мнению Блонского, первоначально испытанная эмоция ярче, чем когда она всплывает из памяти. Спустя время эмоция притупляется, смешивается с интеллектуальными размышлениями, другими эмоциями. В то же время при столкновении с аналогичными стимулами или ассоциациями у человека оживают эмоции, чувства, которые при ярком эмоциональном переживании становятся, что называется, болезненной точкой восприятия человека. В некоторых случаях такой вид переживания сохраняется на всю жизнь.

Наиболее ярко запоминаются три чувства - страдание, удивление и страх.

Однако здесь есть разница. Удивление запоминается как впечатление, которое удивило, а само такое чувство не переживается повторно. Болезненные переживания и страдания запоминаются в виде чувства страха.

Между учеными долгое время были разногласия о том, какой вид эмоций запоминается лучше - позитив или негатив? Западные психологи доказывали, что положительные оставляют более глубокий след. Блонский рассуждал с противоположной точки зрения. Он утверждал, что удержание в сознании на долгое время негативного чувства даже в животном мире помогает сохранить вид популяции, что доказывает его большую значимость.

Также Блонский говорил о феномене «переноса» пережитых эмоций с одного раздражителя на аналогичные. Например, если ребенка в детстве укусила собака, то, став взрослым, такой человек боится собак в принципе. По мнению Блонского, эмоциональная память оказывает существенное влияние на формирование характера. Если ребенок пережил какой-либо вид травмирующего наказания или сильный страх, это может привести к формированию боязливой и недоверчивой личности.

В 1977 г. американскими психологами Р. Брауном и Дж. Куликом были описаны яркие воспоминания о неких событиях или ситуациях, которые спровоцировали возникновение эмоционального потрясения, сильного чувства, а также о событиях, сопровождающих эти потрясения. Это явление в психологии называется «мнемическая фотовспышка», что переводится как: «память-озарение», «вспышка-памяти», «яркие воспоминания».

Связь с актерским мастерством

Наиболее востребована эмоциональная память в искусстве театра и кино. На сцене актер умышленно воссоздает в сознании воспоминания эмоций, чтобы произвести впечатления на публику. К.С. Станиславский говорил ученикам о необходимости полного погружения в прошлые эмоции и чувства, стараясь пережить их вновь, при этом понять суть этой эмоции, разобраться, почему она возникла, и каким образом способна трансформироваться. К.С. Станиславский учил вызывать нужные эмоции и чувства по желанию, чтобы они не были привязаны к конкретным событиям жизни ученика. В актерской среде существуют упражнения, суть которых в воспоминании ярко окрашенного эмоционально события в жизни и раскрытии его с точки зрения мотивов действий.

Упражнения для детского возраста

Такой вид памяти, как эмоциональная, необходимо развивать с детского возраста, для чего существуют специальные упражнения. В детстве есть возможность заложить максимум позитивных воспоминаний, доверие к людям и миру, интеллектуальный потенциал. Упражнения, которые можно выполнять вместе с детьми:

  1. Пример простейшего метода: когда вы находитесь вместе с ребенком в местах, где он раньше не был, акцентируйте его внимание на окружающем мире: деревья, виды, запахи и тп., сопровождая это лаской, вниманием, объятиями, чтобы эти воспоминания впоследствии давали ребенку силы пережить негативные события своей жизни.

  1. Упражнение «я счастлив(а), когда..». Это упражнение называется групповым, методика используется в детских садах, школах. Ребенку бросается мяч с просьбой рассказать о событиях, когда он счастлив. После этого, его задача совершить те же действия по отношению к другому.
  2. Упражнение с негативными переживаниями называется «волшебный мешок». Эта методика обычно используется психологами, когда у ребенка уже есть травмирующие воспоминания. С ребенком выясняют его болезненные переживания, обиды, страхи, затем эти эмоции оформляются в нечто осязаемое, пример - листки бумаги, какие-либо предметы, и складываются в мешок, который крепко завязывают. Параллельно с мешочком  негативных эмоций можно сделать такой же с позитивными, взяв в игровой форме эмоции, приносящие радость.

Эти упражнения помогут малышу увеличить количество позитивных переживаний и справиться с негативом.

Стремитесь проводить как можно больше времени с ребенком, обращайте внимание на вид его эмоционального состояния, скрывайте свои негативные эмоции, ведь дети переживают страдания родителей более болезненно, чем сами взрослые. Чаще гуляйте в новых местах, катайте на аттракционах, знакомьте с животными. Эти упражнения со временем дадут нужный эффект в формировании эмоционального фона ребенка.

Родителям стоит помнить о том, что за большую часть переживаний своих детей они несут ответственность.

Упражнения для взрослых

Взрослым так же рекомендуют развивать эмоциональную сферу своей личности. Она востребована как в профессии, будь вы, как пример, актером, менеджером или бизнес-тренером, так и в личной жизни. Есть упражнения для взрослых, посредством которых развивается эмоциональная память.

  1. Медитация. Во время выполнения упражнения специалисты рекомендует «переноситься» в те места, где были пережиты сильные эмоции, и стремиться заново их прочувствовать. Пример: мысленный возврат в дом детства, почувствовать запахи, услышать звуки.

  1. Анализ собственных чувств. Для этого обращайте внимание и концентрируйтесь на разных событиях вашей жизни, пусть и незначительных и пытайтесь понять, что вы чувствуете и почему. Пример: за окном идет дождь. Вы начинаете грустить. Почему? Возможно, это связано с какими-то воспоминаниями или ассоциациями. В процессе упражнения стремитесь выделять и разделять чувства и эмоции.
  2. Методика называется «погружения в ощущения». Займите удобную позу, расслабьтесь, закройте глаза. Пример: представьте, что вы лакомитесь персиком. Он мягкий, сочный, сладкий, его вид очень аппетитный. Кожица нагрета солнцем и слегка шероховата. Во время упражнения старайтесь прочувствовать вкус, запах, ощущения от капли сока, попавшей на кожу.
  3. Дневник. Ведение дневника - распространенный вид развития эмоциональной памяти. Записывая собственные чувства и эмоции, а затем, спустя время, перечитывая их, вы можете вновь испытать нечто подобное, а так же проанализировать свои мотивы и последствия действий. Упражнения на сохранение записей собственных переживаний считается одним из самых эффективных способов запоминания и анализа эмоций.
  4. Библиотерапия. Самый простой и действенный вид развития эмоциональной сферы человека. Перечитывая книгу, вы переживаете эмоции героев, погружаясь в описанные события. Часто книги, прочитанные в детстве, вызывают эмоции, которые привязываются к стимулам. Яркий пример: вы читали книгу и поднялся ветер, зашелестели листья. Спустя годы при ветре и шелесте листьев вы можете вспоминать те эмоции и ту книгу, что когда-то читали.

Значимость феномена

Память на эмоциональные переживания - одно из наиболее значимых свойств памяти.

Эмоции, пережитые в детстве, оказывают существенное влияние на формирование характера человека и, как следствие, его судьбу.

Развитием эмоциональной памяти необходимо начинать заниматься с младенческого возраста, а в некоторых случаях (пример: актеры театра и кино, ораторы, люди, работающие с аудиторией) - всю жизнь.

Оцените эту статью:
Всего голосов: 77
4 77

Комментарии (0)

    ×