Эхоическая память: принципы действия и значение

Содержание

1. Исследования в психологии2. Сравнение с иконической памятью3. Роль в повседневной жизни
1233

В современной психологии выделяют несколько видов памяти в зависимости от вида поступающих стимулов – это иконическая (зрительная), тактильная (осязательная), эхоическая (слуховая). Каждый из этих видов имеет свои особенности и ключевые характеристики - в этой статье мы разберем эхоическую память.

Память эхоическая выполняет некоторые ключевые функции в системе мозговой активности человека:

  • Распознавание речи;
  • Возможность определения в пространстве источника поступающего звука;
  • Обеспечение объединения не одновременно поступающей слуховой информации.

Эхоическая память (в переводе с греч. - отражение звука) представляет собой одну из подсистем человеческой памяти, которая отвечает за сохранение поступающей сенсорной информации. Она характеризуется коротким периодом удержания – обычно он составлял две-три секунды.

Исследования в психологии

Термин «Эхоическая память» был введен американским психологом У. Найссером в его работе «Когнитивная психология», в 1969 году. Дальнейшие исследования феномена проводились психологами Р. Краудером, Дж. Мортоном, Н. Мореем и другими исследователями.

  • Эксперимент Н. Моррея

Для того, чтобы исследовать слуховую память, Н. Моррей повторил проводимый ранее эксперимент с иконической памятью Дж. Сперлинга. Для этого, он совместно с другими учеными разработал аппарат, который выглядит как наушники и подает одновременно два сообщения на каждое ухо. Испытуемому дают пульт, имеющий четыре лампочки. Поступающие сообщения состояли из четырех букв, изолированных друг от друга. Испытуемому нужно было дать описание поступившего сообщения, исходя из того, какая лампочка загоралась на пульте. Полученные в результате эксперимента сведения были во многом аналогичны полученным ранее результатам Дж. Сперлинга, однако, выявилась одна существенная отличительная деталь и определяющий различия иконической и эхоической памяти признак:

Период времени, в течение которого акустическая информация была полностью доступна для испытуемого, по сравнению с периодом хранения визуальной информации, увеличился в несколько раз.

  • Исследования Дарвина, Турвея, Краудера

Большое влияние на развитие в психологии представлений о слуховой памяти, имеют работы Дарвина, Турвея и Краудера. Исследование заключалось в следующем: испытуемому в течение одной секунды друг за другом предъявлялись три тройки разных цифр и букв. На левое ухо предъявлялся один стимул из одной тройки, другой стимул – на правое ухо, третий – сразу на оба уха. Испытуемому затем давались указания, с какого момента ему необходимо воспроизвести полученную информацию. В результате, было выявлено, что когда инструкция давалась позже по времени, проявлялась «функция затухания», или забывания.

В процессе исследований эхоического процесса запоминания, ученые делают акцент на различиях между ним и кратковременной памятью, механизмом функционирования которой являются те же принципы. Однако, основной признак слухового запоминания – минимальное время хранения (в среднем, от 250 мс до 4 сек.) и моментальный эффект забывания. В кратковременной памяти информация хранится дольше – около 10-30 сек. и поступающая в нее аудиальная информация бывает менее точна.

Сравнение с иконической памятью

Эхоическая и иконическая виды памяти схожи между собой по модели функционирования – поступающая в сознание человека информация сохраняется за короткое время с очень высокой точностью.

Основная функция этих видов памяти – максимально точно удержать все признаки и черты внешних стимулов, с целью дальнейшего анализа и выделения значимых черт.

Общий принцип работы слухового и визуального канала запоминания аналогичен действию зеркала или «иконы», чтобы предоставить сознанию временной ресурс, который позволит разглядеть или расслышать поступающую информацию.

Роль в повседневной жизни        

Значимость слухового запоминания становится особенно понятна в анализе нашего регулярного взаимодействия с другими людьми посредством использования речи. Человеческая речь состоит из звуковых колебаний, которые распространяются не сразу, как считается в обывательской среде, а с течением времени и определенной скоростью.

Каждая составляющая слова, музыки или любого другого звука бессмысленна сама по себе, смысл она обретает в контексте с другими частями звуков.

Принцип работы слухового запоминания обеспечивает нас тем необходимым временем, в течение которого происходит «связка» отдельных частей звука и восприятие их в совокупности, что придает им смысл. 

Оцените эту статью:
Всего голосов: 26
4 26

Комментарии (0)