Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире

Содержание

1. Особенности2. Научная картина мира3. Связь научного и обыденного мышлений4. Научное мышление в современном обществе
9445

Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.

Научное мышление - это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).

Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:

  • Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
  • Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.

Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.

Особенности

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

  • Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
  • Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
  • Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
  • Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
  • Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
  • Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
  • Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
  • Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

Научная картина мира

Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.

Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.

Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.

Связь научного и обыденного мышлений

В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.

Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.

Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования  заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.

Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.

Научное мышление в современном обществе

Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира.  Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:

  • Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
  • Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.

Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне. 

Оцените эту статью:
Всего голосов: 64
4 64

Комментарии (0)